Монтессори-группы 3-6
В нашем детском саду по методу Марии Монтессори дети в возрасте 3-6 лет в полной мере реализует своё право на развитие и построение собственной личности! Нам, педагогам, это очень важно! Нам важно наблюдать свободное саморазвитие в специально подготовленной среде.
В нашем центре работают группы, где занятия проходят 2, 3 и 5 раз в неделю в утреннее время.
В нашем центре работают группы, где занятия проходят 2 раза в неделю в вечернее время. Обычно, в эти группы ходят дети после муниципального детского сада.
В нашем центре работают группы по субботам. Это отличный шанс для родителей познакомиться с системой Монтессори!
В нашем центре работают группы по воскресеньям. Это отличный шанс для родителей познакомиться с системой Монтессори!
Период 3- 6 лет очень важен для ребёнка!
Елена Александровна Хилтунен в программе « Детский сад по системе Монтессори» (М.: Изд. «Национальное образование», 2016) пишет: «После трёх лет естественная работа впитывающего разума» продолжается, но активизируются нейронные связи мозга, отвечающие за интеллект, происходит процесс движения ребёнка от бессознательного, дарованного природой, к сознательному освоению окружающего мира.
Именно в период от 3 до 5 (6) лет у детей протекают сенситивные периоды их развития – речевой, сенсорный, социальный, двигательный.
Ребёнок делает попытки самостоятельно осваивать окружающий мир, интенсивно совершенствуя прежде всего самого себя.
Мария Монтессори образно называла детей от 3 до 5 (6) лет «строители самих себя».
...То есть, выучившись в этом возрасте управлять собой, ребёнок выстраивает механизм мышления – самый сложный из всех функционирующих механизмов человека. Задача взрослых- предоставить детям условия для подобной работы.
Понятно, что согласно этой периодизации развития в детском саду по системе Монтессори дети с 3 до 5 (6) лет живут вместе и объединяются в одну разновозрастную группу.» (С.22)
Давайте рассмотрим сенситивные периоды (СП) подробнее. В чём их важность, как их наблюдать.
К 2-3 годам происходит наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи.
3- 3,5 лет. Расширение словарного запаса начинается с классификаций и упорядочивания новых слов к уже известным.
3,5-4,5 года. Скачок в языковом развитии- созревает фонематический слух.
4-4,5 года. Время спонтанного письма.
5-6 лет. Ребёнок читает без принуждения.
СП сенсорного развития
Сенсорика – основа логического мышления. Представления о предмете строится на сенсорном эталоне.
Материал основан на 2х видах деятельности:
- подбор пары (найти соответствие)
- построение ряда (найти несоответствие)
Материал выстраивается по принципу: одна новая сложность
СП движения
Зона активного движения находится в среде! Дети свободно и разнообразно двигаются, меняют вид деятельности, сами упорядочивают своё движение. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребёнка к совершенствованию мускульной системы, овладение телом.
СП порядка
Ребёнку необходимы:
Формирование порядка мышления базируется на 5 этапах деятельности:
СП мелких предметов
Мария Монтессори использовала в создании дидактических материалов различные коробочки с мелкими предметами. Она предлагала детям действовать с ними и называть их.
Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребёнка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,4 – 4 года.
Развитие руки напрямую связано с умственным развитием и развитием речи ребёнка.
СП социального взаимодействия
Ребёнка начинают интересовать формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми, со сверстниками. Жизнь в разновозрастной группе позволяет «проживать» различные социальные роли. Поведение ребёнка корректируется средой общения, правилами, укладом жизни группы. Ребёнок учится взаимодействовать, решать конфликты, проявлять свой характер, осваивает этикет, интенсивно впитывает культуру.
Елена Александровна Хилтунен в программе « Детский сад по системе Монтессори» (М.: Изд. «Национальное образование», 2016) пишет: «После трёх лет естественная работа впитывающего разума» продолжается, но активизируются нейронные связи мозга, отвечающие за интеллект, происходит процесс движения ребёнка от бессознательного, дарованного природой, к сознательному освоению окружающего мира.
Именно в период от 3 до 5 (6) лет у детей протекают сенситивные периоды их развития – речевой, сенсорный, социальный, двигательный.
Ребёнок делает попытки самостоятельно осваивать окружающий мир, интенсивно совершенствуя прежде всего самого себя.
Мария Монтессори образно называла детей от 3 до 5 (6) лет «строители самих себя».
...То есть, выучившись в этом возрасте управлять собой, ребёнок выстраивает механизм мышления – самый сложный из всех функционирующих механизмов человека. Задача взрослых- предоставить детям условия для подобной работы.
Понятно, что согласно этой периодизации развития в детском саду по системе Монтессори дети с 3 до 5 (6) лет живут вместе и объединяются в одну разновозрастную группу.» (С.22)
Давайте рассмотрим сенситивные периоды (СП) подробнее. В чём их важность, как их наблюдать.
«В периоды восприимчивости ребёнок осваивает определённые навыки и умения. Эти периоды можно сравнить с прожектором, освещающим ясно, как днём, внутреннее содержание какой- либо области…Мотессори, наблюдая за детьми в естественной среде, выделила 6 основных СП:
С этого момента он (ребёнок) усваивает всё новое легко, вдохновенно, живо.» (М.Монтессори. Дети - другие. Москва: АСТ, 2014. С.57)
- 0-6 лет СП развития речи;
- 0-5,5 лет СП сенсорного развития;
- 0-6 лет СП движения и действий;
- 0-6 лет СП восприятия порядка;
- 1,5- 6 лет СП интереса к мелким предметам;
- 2-6 лет СП социальной адаптации.
К 2-3 годам происходит наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи.
3- 3,5 лет. Расширение словарного запаса начинается с классификаций и упорядочивания новых слов к уже известным.
3,5-4,5 года. Скачок в языковом развитии- созревает фонематический слух.
4-4,5 года. Время спонтанного письма.
5-6 лет. Ребёнок читает без принуждения.
СП сенсорного развития
Сенсорика – основа логического мышления. Представления о предмете строится на сенсорном эталоне.
Материал основан на 2х видах деятельности:
- подбор пары (найти соответствие)
- построение ряда (найти несоответствие)
Материал выстраивается по принципу: одна новая сложность
СП движения
Зона активного движения находится в среде! Дети свободно и разнообразно двигаются, меняют вид деятельности, сами упорядочивают своё движение. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребёнка к совершенствованию мускульной системы, овладение телом.
СП порядка
Ребёнку необходимы:
- Порядок в окружающем пространстве/ порядок положения вещей;
- Порядок во времени/ определённый режим;
- Порядок во взаимоотношениях с окружающими.
Формирование порядка мышления базируется на 5 этапах деятельности:
- Выбор;
- Подготовка к работе;
- Сама деятельность;
- Контроль ошибок;
- Завершение работы.
СП мелких предметов
Мария Монтессори использовала в создании дидактических материалов различные коробочки с мелкими предметами. Она предлагала детям действовать с ними и называть их.
Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребёнка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,4 – 4 года.
Развитие руки напрямую связано с умственным развитием и развитием речи ребёнка.
СП социального взаимодействия
Ребёнка начинают интересовать формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми, со сверстниками. Жизнь в разновозрастной группе позволяет «проживать» различные социальные роли. Поведение ребёнка корректируется средой общения, правилами, укладом жизни группы. Ребёнок учится взаимодействовать, решать конфликты, проявлять свой характер, осваивает этикет, интенсивно впитывает культуру.
« …едва погаснет пламя одной страсти, как уже возгорается пламя другой. Так ребёнок шагает вперёд от завоевания к завоеванию, шагает с беспрерывной вибрацией жизненных сил, которые мы все знаем в нём и характеризуем как « радость и счастье детства.» (М.Монтессори.Дети-другие. Москва: АСТ,2014.С.57)Опираясь на базовые потребности ребёнка: в физической и психической безопасности, еде, тепле, сне, в принятии и уважении, а также к самореализации и принадлежности к группе, мы создали необходимые условия для профессионального ухода за детьми и сопровождения в их жизнедеятельности.