Монтессори-группы 0-3
Детей с 1 года до 3х лет и их родителей мы приглашаем в группу «Вместе с мамой»!
С 14-16 месяцев до 3х лет, когда ребёнок начинает уверенно ходить -возраст особый, это время дальнейшего становления личности, активного познания и освоения окружающего мира. Такой возраст, согласно общепринятому международному стандарту, называется тоддлер (toddler).
Монтессори-группы 0-3
«Взрослый в своём отношении к ребёнку эгоцентричен... Всё, что касается души ребёнка, он оценивает по собственной мерке, а это ведёт всё к большему непониманию.Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усердно заботится о благе ребёнка. Но в действительности подавляет личность ребёнка.» ( Дети- другие. Москва: АСТ, 2014. С.23)
Книга «Дети - другие» написала эмоционально, серьёзно, с большим пиететом к ребёнку и предостережением к взрослому. Ребенок до года мало себя проявляет, как нам кажется, и ошибок можно наделать много!
Ребёнок от рождения наделён впитывающим разумом.
«В период от 0 до 3 лет ребёнок впитывает своё окружение через инстинктивное развитие чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Через средовое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношения к нему людей (прежде всего родителей, братьев, сестёр).
Ребёнок делает максимальное усилие в своём становлении как уникального, неповторимого создания природы.» (Е.А.Хилтунен. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: методические рекомендации для педагогов. М.: Издательство «Национальное образование», 2016. С.7)
Наиболее комфортной для маленького ребёнка становится среда, которая помогает ему спонтанно формировать в себе то, что не достроила в нём природа.
Среда формируется на знаниях о сензитивных периодах, важных в этом возрасте.
- Монтессори отмечала, что в раннем возрасте одним из наиболее важных сензитивных периодов которые переживают дети, является период развития движений. Центральным моментом этого периода является начало прямохождения. Детям от одного года до трёх лет необходимо предоставить наилучшие условия для совершенствования навыков движения (спускаться и подниматься по лестнице, бегать, прыгать, ловить и отбивать мяч, ползать, лазать). Естественное стремление к движению помогает ребёнку овладевать своим телом, развивает вестибулярный аппарат, гибкость, нормализует мозговое кровообращение.
- Наивысшая точка периода порядка приходится на 2- 2,5 года. В этот период жизнь ребёнка подчинена определённому внешнему и внутреннему ритму. Малыш стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его. Будучи вовлечённым в создание порядка, ребёнок учится его создавать, поддерживать, ориентироваться в нём и, в итоге, чувствовать себя в безопасности.
- Сензитивный период сенсорного развития. В возрасте от 1.5 до 2.5 лет ребёнок испытывает острую потребность в развитии мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Для этого в среде есть пирамидки, матрёшки, вкладывающиеся коробочки, рамки и вкладыши, крупные бусины для нанизывания на шнурок. Развитие сенсорной координации рук даёт ребёнку возможность воспринимать свойства предметов: форму, вес. Формируется пинцетный захват.
- Примерно с 1,2 года возникает устойчивый интерес к мелким предметам. Это важный период, взрослым важно правильно организовать его. Разделение целого на части даёт представление о дробности мира, предшествует анализу. Дети любят перекладывать, пересыпать, находить, перебирать мелкие предметы. Эти манипуляции развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, развивают речь.
- Ярко проявляется период развития речи. Взрослым важно поддерживать стремление детей пополнять словарный запас, говорить фразами, выражать с помощью речи свои желания. Ребёнок начинает называть прежде всего те предметы, с которыми он манипулирует, и те части предмета, которые он трогает пальцами рук.
- Только после 2х лет начинает проявляться сензитивный период социального взаимодействия. Дети учатся взаимодействовать с чужим взрослым (педагогом), начинает воспринимать ответную реакцию других детей, включается в недолгую совместную работу (круги).
«Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен.» ( Научная педагогика. Т.1 Дом ребёнка. «Народная книга», 2014, С.138)После 2 лет ребёнок многое может делать сам: мыть чашки, отвинчивать гайки, одеваться и раздеваться, нанизывать бусы, ухаживать за цветами, сервировать стол, рассматривать и чувствовать всё, что лежит на поверхности земли.
Взрослый не руководит этим процессом, а как бы вводит ребёнка в мир материалов. Ребёнок приобретает опыт. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается!
В нашем центре дети 1-3 лет могут заниматься в группе «Вместе с мамой», а дети 2-3 лет - самостоятельно в группе «Я – взрослый».