О центре
Путешествие в тишине
«Первый шаг в нашем методе – обращение к ребёнку.» (Мария Монтессори. Научная педагогика. Т.1 Дом ребёнка. «Народная книга», 2014, с.164)
Путешествие в тишине – урок особый! Он для взрослых.
Мы дадим вам возможность увидеть и понять, что чувствуют дети в Монтессори-среде.
Представьте себе: вы заходите в класс. Там идёт своя серьёзная жизнь. Может быть, вас даже не заметят, а, может, поздороваются и пойдут заниматься своими делами дальше.
Но как? По каким правилам живут здесь?
Давайте понаблюдаем!
«…ребёнок воплощает в себе окружающую среду, в которой он оказался, и строит в себе человека, приспособленного в ней жить.» (Образование человека. «Народная книга», Екатеринбург, 2017, с.100)Вы зашли в просторное светлое помещение, где дети свободно передвигаются.
Мебель лёгкая и мобильная.
Формируют пространство ряды стеллажей. Они усложняют класс, выделяют зоны, при этом делают движения ребёнка более осознанными, оттачивают координацию, реализуя одну их главных потребностей ребёнка – потребность в движении!
Кто – то направляется к библиотеке выбрать книгу, кто- то идёт понаблюдать за черепахой, двое мальчиков уже строят на коврике розовую башню, а девочка с бантиками только выбирает материал.
Дидактический материал – это предметы- стимулы естественного развития ребёнка.
Располагаясь от простого к сложному, материалы формируют зоны в среде.
- Упражнения практической жизни
- Сенсорика
- Язык
- Математика
- Космос (окружающий мир)
Мальчик 6ти лет складывает многозначные числа на марках, группа 4х- 5тилетних девочек выкладывает слова из подвижного алфавита, 6летняя девочка показывает младшей как застёгивать пуговицы на рамке. 4хлетние друзья строят лабиринт из красных штанг, а 4хлетняя девочка стирает.
Монтессори- материалы уникальны, они всегда в одном экземпляре в среде. Дети в разновозрастной группе имеют возможность наблюдать, договариваться, впитывать чужой опыт как свой.
Материал имеет прямые цели:
- Ребёнок учится ухаживать за собой, за окружающей средой.
- Совершенствует разнообразные движения.
- Утончает свои чувства, упражняя ими внимание, сравнение, суждение о предмете.
- Спонтанно пишет.
- Читает.
- Может реально ощутить абстрактные понятия «вес», «размер», «форма», «цвет» и проанализировать их.
- Понимает десятичную систему счисления.
- Видит связь арифметики и геометрии.
- Учится выбирать (работу, место, длительность, партнёра, темп и т.д.)
- Успешно работает по алгоритму.
- Использует повторение деятельности для тренировки мозга.
- Если ребёнок занят важным для себя делом, он концентрируется.
- Ни поощрения, ни наказания не нужны. Мотивация идёт от внутренних потребностей.
- Опираясь на автодидактичность материала, ребёнок проверяет себя сам.
Дети перестают быть тревожными или агрессивными. Они следуют своим внутренним процессам. Реализуют свою внутреннюю программу развития – нормализуются!
Дети спонтанно работают, а именно спонтанная работа даёт реальное полноценное развитие ребёнка.
«Он (ребёнок) обучается через свою собственную деятельность, перенимает культуру из среды, а не от учителя.» (Образование человека. «Народная книга», Екатеринбург, 2017, с.71)
Все материалы, предложенные Марией Монтессори для развивающей среды по своей ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости детей – сензитивным периодам.
Сензитивные периоды
- порядка
- движения и действия
- мелких предметов
- сенсорного развития
- языка
- социального взаимодействия
СП – периоды особой чувствительности, когда что- то очень интересно в окружающей среде.
«Но если у ребёнка нет возможности действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности, то он упускает возможность овладеть каким- либо умением естественным путём. И эта возможность уходит навсегда.» (Дети-другие. АСТ Изд. Дом «Карапуз», Москва, 2014, с.56)Ребёнку просто необходима спонтанная деятельность. Именно её наблюдает педагог!
Именно педагог формирует среду ( являясь её частью), даёт презентации, помогает в нормализации, является проводником для родителей.
Педагог может предложить разнообразные упражнения с материалом, провести круг- своеобразный ритуал совместной деятельности. На кругу можно поделиться новостями, поговорить на разные темы, поздравить с днём рождения. На кругу царит дух доброжелательности, доверия, уважения, который является неотъемлемой частью жизни Монтессори- группы.
Наблюдая за группой дольше (важен 3хчасовой цикл работы), вы чувствуете свободу через дисциплину. То, о чём взрослые спорят, дети проживают.
Посмотрите, как внешние правила становятся внутренними, необходимыми самому ребёнку и соблюдаются естественно.
Вот мальчик 4х лет разложил космические пазлы, а другой мальчик постарше тоже хочет с ними поработать, но не успел взять – заканчивал книжку созвездий.
- Можно с тобой поработать?
- Можно!
Вот и решение проблемы! Но если бы прозвучало «Нет!», это было бы нормально и воспринималось с уважением к такому решению.
Правил немного, но они соблюдаются всегда и всеми. Порядок поддерживают сами дети. Это ведёт к серьёзной внутренней самодисциплине.
Ребёнок принял правила, ему так комфортно жить.
А свобода не для проверки границ. Она для деятельности и развития прежде всего!
Пойдёмте! Не будем им мешать.
Вы ещё заглянете сюда. Или придёте на праздник, или пойдёте в поход, или вам посчастливится узнать, чему дети учат взрослых, вы сверите свои наблюдения с наблюдениями педагога.
Ух, какая глубокая, важная, насыщенная Монтессори- жизнь у вас начнётся!
Только не забудьте: следуйте за ребёнком!
«…и вот почему, мне кажется, наших малышей называют чудесными детьми, счастливыми детьми, - это детство человечества более высокой стадии развития, чем наша.» (Научная педагогика. Т.1 Дом ребёнка. «Народная книга», 2014, с.409)